Рабочая программа ОБЖ

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  5  класса   разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы) базисного учебного плана, учебного плана МОУ «СОШ №2», утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

При разработке программы учтены требования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах. Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 класса  разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.).

Комплексная программа и соответствующий учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ.

 Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5 класса на основе этих программ играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

Рабочая программа направлена на выполнение двух основных функций:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

При составлении рабочей программы для учащихся 5 класса  учитывались следующие факторы:

  • Концепция МОУ «СОШ №2», ее целевые ориентиры;
  • Образовательные потребности детей;
  • Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
  • Уровень профессиональной компетентности учителя, его возможности;
  • Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.

 

Актуальность рабочей программы

 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной   жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом и т.п.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5 класса. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 5-х классах реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика.

При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.

 

Пояснительная записка

6 класс

Программа  по основам безопасности жизнедеятельности  для 6 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. – М. : Просвещение, 2011).

 При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 6 классе отводится по 35часов по 1 часу в неделю. 

Рабочая программа выполняет две основные функции.

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представле­ние о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспи­тания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  2. Организационно-планирующая функция предусматри­вает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебно­го процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа являет­ся подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающие­ся должны научиться самостоятельно ставить цели и опреде­лять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели:

  • формирование целостною представления о мире, осно­ванного на приобретенных знаниях, умениях и способах де­ятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опы­та познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора ин­дивидуальной образовательной или профессиональной траек­тории.

 

 

Пояснительная записка

7-9 классы

      Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9  классов основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;
  3. Примерная  программа  основного  общего  образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9  классы и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011);
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  в 2013 –2014 учебном году;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;
  6. Образовательная программа МОУ-СОШ №2;
  7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
  8. Учебный план МОУ-СОШ №2 на 2016-2017 учебный год.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.

Учебный курс «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

 –  безопасное поведение учащихся в ЧС  природного, техногенного и социального характера;

– понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

– принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценности семьи, справедливости судов и ответственности власти;

–  отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

–      готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  1. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
  2. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

 

10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы среднего (пол­ного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы -А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике Про­граммы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа, экскурсий – 1 час.

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебник

Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 10 кл. об­щеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвеще­ние, 2009.

Дополнительная литература

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопас­ности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Ми­ронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М,: Дрофа, 2002.
  2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопас­ности жизнедеятельности» : учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитоно­ва. – СПб.: КАРО, 2002.
  3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. / В. М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2004.

В настоящем календарно-тематическом плане реализованы требования федеральных зако­нов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасно­сти дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и со­хранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обо­роны государства и воинская обязанность.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осу­ществляется в виде тестирования.

 

Пояснительная записка.

11 класс

Рабочая    программа  разработана  на  основе  Федерального  компонента

Государственного  стандарта  среднего  (полного)  общего  образования,  а  также  на основе  положений  «Стратегии  национальной  безопасности  Российской Федерации до  2020  года»  (Указ  Президента  России  от  12  мая  2009  г  №  537),  авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9  класса под редакцией

Ю.Л. Воробьева,  Москва, Астрель, 2012 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.

Подготовка  подрастающего  поколения  россиян  в  области  безопасности

жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у  подростков  современного  уровня  культуры  безопасности,  индивидуальной системы  здорового  образа  жизни,  антиэкстремистского  мышления  и антитеррористического поведения.

УЧЕБНИК: 

ОБЖ. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, М.В. Юрьева, 

В.П. Шолох, Б.И. Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2012. – 286 [2]

с.: ил. 

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с

Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три

компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).  05.03.2004 г.). 

  1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
  2. Региональный компонент  (национально-региональный)  –  устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.). 
  3. Компонент образовательного учреждения  –  устанавливается  образовательным учреждением. 

При  составлении  рабочей  программы  учитывались  Федеральный  и

Региональный  базисные  учебные  планы  по  курсу  ОБЖ,  в  соответствие  с

которыми, на изучение курса ОБЖ  в 11  классе отводится 34 часа  в  год  (1 час  в

неделю)

В  настоящем  календарно-тематическом  плане  реализованы  требования федеральных  законов:  «О  защите населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций природного  и  техногенного  характера»,  «Об  охране  окружающей  природной  среды»,

«О  пожарной  безопасности»,  «О  гражданской  обороне»,  «Об  обороне»,  «О  воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

Программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  среднего  (полного)  общего образования разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего  (полного)  общего  образования  и  в  соответствии  с  положениями  Конституции Российской  Федерации  и  федеральными  законами  Российской  Федерации  в  области безопасности жизнедеятельности. 

Программа  «Основы  безопасности  жизнедеятельности»  предназначена  для  обеспечения базового  уровня  подготовки  учащихся  в  образовательных  учреждениях  среднего (полного)  общего  образования.  Программа  рассчитана  на  изучение  курса  в  11  классе, «Основ  безопасности жизнедеятельности»      в  течение  34  часов  учебного  времени  в  год.

Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

Изучение курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».